?

Log in

No account? Create an account

Своей дорогой

Блог Сватова Алексея о Бурятии и Байкале


Previous Entry Share Next Entry
Дворец богини Белая Тара.
фот
alexsvatov


Дворец матери Вселенной - Богини Белая Тара первый возрождённый храм одного из крупных буддийских монастырей Российской империи - Ацайского дацана.
Почему именно Белая Тара? Её земным воплощением буддийское духовенство всегда считало великих самодержцев Российской империи.
А почему Ацайский дацан называли казачьим?


Дворец стоит в степи в урочище Талын Харгана между Гусиноозёрском и Новоселенгинском.



Автором архитектурного проекта, а также элементов внутреннего и внешнего декора храма, стал буддийский живописец, молодой бурятский художник, Чимит лама Доржиев.
Неземную красоту Богини Белая Тара сумел отразить в скульптуре житель с. Верхняя Иволга Сергей Бадмацыренов.
Внутрь храма я не ходил, поэтому не могу показать вам снимки внутреннего убранства и скульптуры.



Справа от входа находится единственное дерево на километры вокруг. По буддисткой традиции на ветви сосны повязаны ленты и флажки с молитвами.
Видно что ламы следят за порядком, не дают завешать всё дерево. Кстати здесь планируют посадить множество деревьев.



Из истории Ацайского дацана.

В 1743 г. на восточной стороне современного Гусиного озера, в устье речки Загустай несколько атаганских родов в войлочной юрте открыли дацан, дав ему название "Тубдэн Даржалинг". Вскоре было принято решение построить деревянный дуган, который и возвели в северном направлении от прежнего места.



Случившееся наводнение на реках Химни и Саган Гол объединило маленькие озера в одно огромное озеро, которое нам теперь известно как Гусиное озеро (Галуута Нур). В связи с этим, дацан был перенесен в устье речки Аца. С тех пор он стал называться Ацайским дацаном. Но наводнение продолжалось, и в 1745 году храм вновь перенесли, теперь уже на северо-восточную сторону озера в местность Табхар, к южному склону горы Хаан Хонгор. Со временем верующие на месте старого дацана построли новый, более просторный, храм.



В 1743 году на северо-восточной стороне Гусиного озера, в устье речки Загустай селенгинские буряты, поставили храм-дуган, представлявший собой войлочную юрту. Первыми ширээтэ (настоятелями) были ламы, прибывшие из Тибета.



В 1745 году Ацайский дацан перенесли в местность Табхар, на северную сторону Гусиного озера, к подножию горы Хан-Хонгор-Ула Хамбинского хребта (севернее современного посёлка Заозёрный). Первым ширээтэ этого дацана также был тибетский лама. После строительства деревянного дугана ширээтэ-ламой стал Шираб-Жамсо Мункуев.



В 1784 году дацан сгорел во время пожара. Тогда старейшины и нойоны родов приняли решение, согласно которому каждый род построит себе свой собственный дацан, о чем и сообщили царской администрации. Постановлением земского управления за №228 от 24 августа 1784 года согласие государства за подписью исправника Будкова было получено. Атаганы вновь возродили свой дацан на правом берегу р. Аца, южнее холма Бату Мандал. Спустя столетие в комплекс казачьего Ацайского дацана уже входило 10 дуганов.
В этом же году  от Ацайского дацана отделилась часть прихожан, принадлежавших к шести булагатским родам, которая основала свой родовой Загустайский дацан.



В 1786 году дацан получил официальное разрешение на деятельность от земского управления. Именно этот деревянный Цогчен-дуган и простоял 150 лет, до 1935 года. За этого время здание дугана несколько раз ремонтировалось.
Цогчен-дуган Ацайского дацана имел характерную архитектуру для ранних бурятских буддийских храмов того времени: крестообразный в плане, многоглавый, с высоким крыльцом с лестницами на три стороны и крытой галереей по периметру.



За всё это время на территории Ацайского дацана было возведено девять малых храмов — сумэ:
1795 г. — Шигемуни бурханай сумэ, Аюшин сумэ
1800 г. — Гунриг бурханай сумэ, Догшидын сумэ
1825 г. — Дэмчог бурханай сумэ, Хурдэнэй сумэ
1826 г. — Шагдарын сумэ, Манлайн сумэ
1829 г. — Найданай сумэ
В 1930-х годах во время антирелигиозных гонений ламы были репрессированы, а сам дацан был ликвидирован постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР № 30 от 28 мая 1935 года.
К 1945 году все здания буддийского комплекса были снесены



Напомню читателю, на снимках не весь Ацайский дацан, это один из храмов дацана Дворец Белой Тары - первое здание из комплекса дацана.
Кстати Ацайский дацан называют казачьм дацаном, почему? Прихожане принадлежали к казачьему сословию Тамчинского, Ацайского, Чжагастайского и Бургасутайского булуков.
Может и ламы были казаки. Неудивительно, ведь и Даши Доржо Итыгилов, вспомним, был казачьего сословия и освободившись от воинской повинности платил по двадцать рублей в течении 25 лет.

Местность Талын Харгана тесно связана с личностью I Пандито Хамбо ламы Дамба Даржа Заяева. Это место выбрал лама, чтобы уйти в нирвану. Согласно легенде это место охраняют духи семи лам. Эти семь лам отказались от физической жизни, но и отказались от перерождения, пожелав в виде духов охранять это священное место.



Здесь свой источник воды. Цагаан Дари Эхын аршан - источник Белой Тары. К сожалению очень мало нашёл про него в интернете. Можно сказать совсем не нашёл.



В этих домиках-юртах живут и работают ламы. На переднем плане ламская столовая.



Кроме источника воды у дворца есть и источник электроэнергии, а может это ветряк позной что совсем рядом. Кстати советую перекусить там путникам, позы отличные!



Ветры в долине дуют всегда.
Буддисты Республики Калмыкия  на горе напротив Дворца Белой Тары установили ветряной молитвенный барабан Хурдэ, внутрь которого ими вложены свитки священных мантр Богини Зеленая Тара. Батр лама сказал: «Мы, калмыки, братья по вере, живем очень далеко от Бурятии, и не у каждого из нас есть или будет возможность прибыть сюда, в местность Талын Харгана. Поэтому пусть мантры этого молитвенного барабана, вращаемого силой ветра селенгинских степей, вместе в вашими молитвами будут возносится ввысь, распространяя силу свою на всем пространстве бурятской земли… Пусть наши молитвы звучат вместе с вашими в великом едином потоке, объединяя все нас в стремлении к высшему, к достижению совершенства и Чистых Земель…»



У вас есть интересное производство, завод, ферма или кто едет в места красивые? Берите с собой, вам карточки, а мне материал alexsvatov78@yandex.ru

Добра тебе, читатель!
Береги себя!
Следить за обновлениями блога можно в  в других социальных сетях: [Вконтакте] [Facebook] [Google+] [Twitter] [Instagram]
При перепечатке активная ссылка на блог обязательна. Коммерческое использование фотографий только с согласованием!

Posts from This Journal by “буддизм” Tag


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Фу, думала, вы меня опередили, а это про Ацагат. Надо будет как-нибудь туда заехать, поснимать, ну и позы поесть, разумеется. Интересная архитектура дугана и ворот, такая мне еще не встречалась.

Про какой Ацагат?)
Дворец стоит в степи в урочище Талын Харгана между Гусиноозёрском и Новоселенгинском.

Не внимательно прочитала, показалось, что это в Ацагате.

А ваш материал про какой?

Тоже про Белую Тару.

Да думаю это не страшно даже если бы про одно и тоже написали) Материал всё равно разный.

Да я не серьезно, конечно, у каждого свой взгляд и свои ньюансы.

Цветовая гамма бешеная)) Оранжевый и зелёный рядом - это что

Я не дизайнер ни разу) Нормально смотриться в живую.

Разве часовня может считаться монастырем? А войлочная юрта - дацаном? Вот так фантазии и создают новую историческую реальность. Удревняя и живописуя.
Изучающие мат.часть знают, что первый стационарный дацан в Забайкалье был построен в самом начале XIXвека, в отведенном для этого дела урочище, по плану и утвержденному проекту. И строили его не адепты буддизма.

Ну, выберете из единственного варианта, кто это мог быть.

Вот допустим понятие церковь. Церковь это совсем не обязательно ведь храм. Это может быть и общность людей. Дацан это тоже не конкретно большой храм.

А причем здесь церковь?! Тем более в значении религиозная община.
Монастыри тоже бывают различного размера и назначения.
"Синонимом" дацана в христианстве является монастырь. А войлочная юрта может быть кумирней и с огромной натяжкой - "дуганом". Последний и является храмом как таковым.

Посмотреть бы жилище ламы изнутри)

Дворец богини Белая Тара.

Пользователь bersun2001 сослался на вашу запись в своей записи «Дворец богини Белая Тара.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Дворец богини Белая Тара. [...]

красочно. и позы отличные, точно.

Edited at 2016-10-25 07:56 am (UTC)

я очень давно в 70-е. а дети лет 8 назад.

Чёрти-что и сверху бантик.

Я это нелепое строение примерно так бы назвал.

Re: Чёрти-что и сверху бантик.

Не, у нас в городе есть новостройки под такое название. Скоро откроют центр похожий на смятую консервную банку. А тут классика.

интересные места

Дворец богини Белая Тара

Пользователь loginov_lip сослался на вашу запись в своей записи «Дворец богини Белая Тара» в контексте: [...] Оригинал взят у в Дворец богини Белая Тара. [...]

Как ярко, мне нравится

  • 1