Алексей (alexsvatov) wrote,
Алексей
alexsvatov

Categories:

Дворец богини Белая Тара.



Дворец матери Вселенной - Богини Белая Тара первый возрождённый храм одного из крупных буддийских монастырей Российской империи - Ацайского дацана.
Почему именно Белая Тара? Её земным воплощением буддийское духовенство всегда считало великих самодержцев Российской империи.
А почему Ацайский дацан называли казачьим?


Дворец стоит в степи в урочище Талын Харгана между Гусиноозёрском и Новоселенгинском.



Автором архитектурного проекта, а также элементов внутреннего и внешнего декора храма, стал буддийский живописец, молодой бурятский художник, Чимит лама Доржиев.
Неземную красоту Богини Белая Тара сумел отразить в скульптуре житель с. Верхняя Иволга Сергей Бадмацыренов.
Внутрь храма я не ходил, поэтому не могу показать вам снимки внутреннего убранства и скульптуры.



Справа от входа находится единственное дерево на километры вокруг. По буддисткой традиции на ветви сосны повязаны ленты и флажки с молитвами.
Видно что ламы следят за порядком, не дают завешать всё дерево. Кстати здесь планируют посадить множество деревьев.



Из истории Ацайского дацана.

В 1743 г. на восточной стороне современного Гусиного озера, в устье речки Загустай несколько атаганских родов в войлочной юрте открыли дацан, дав ему название "Тубдэн Даржалинг". Вскоре было принято решение построить деревянный дуган, который и возвели в северном направлении от прежнего места.



Случившееся наводнение на реках Химни и Саган Гол объединило маленькие озера в одно огромное озеро, которое нам теперь известно как Гусиное озеро (Галуута Нур). В связи с этим, дацан был перенесен в устье речки Аца. С тех пор он стал называться Ацайским дацаном. Но наводнение продолжалось, и в 1745 году храм вновь перенесли, теперь уже на северо-восточную сторону озера в местность Табхар, к южному склону горы Хаан Хонгор. Со временем верующие на месте старого дацана построли новый, более просторный, храм.



В 1743 году на северо-восточной стороне Гусиного озера, в устье речки Загустай селенгинские буряты, поставили храм-дуган, представлявший собой войлочную юрту. Первыми ширээтэ (настоятелями) были ламы, прибывшие из Тибета.



В 1745 году Ацайский дацан перенесли в местность Табхар, на северную сторону Гусиного озера, к подножию горы Хан-Хонгор-Ула Хамбинского хребта (севернее современного посёлка Заозёрный). Первым ширээтэ этого дацана также был тибетский лама. После строительства деревянного дугана ширээтэ-ламой стал Шираб-Жамсо Мункуев.



В 1784 году дацан сгорел во время пожара. Тогда старейшины и нойоны родов приняли решение, согласно которому каждый род построит себе свой собственный дацан, о чем и сообщили царской администрации. Постановлением земского управления за №228 от 24 августа 1784 года согласие государства за подписью исправника Будкова было получено. Атаганы вновь возродили свой дацан на правом берегу р. Аца, южнее холма Бату Мандал. Спустя столетие в комплекс казачьего Ацайского дацана уже входило 10 дуганов.
В этом же году  от Ацайского дацана отделилась часть прихожан, принадлежавших к шести булагатским родам, которая основала свой родовой Загустайский дацан.



В 1786 году дацан получил официальное разрешение на деятельность от земского управления. Именно этот деревянный Цогчен-дуган и простоял 150 лет, до 1935 года. За этого время здание дугана несколько раз ремонтировалось.
Цогчен-дуган Ацайского дацана имел характерную архитектуру для ранних бурятских буддийских храмов того времени: крестообразный в плане, многоглавый, с высоким крыльцом с лестницами на три стороны и крытой галереей по периметру.



За всё это время на территории Ацайского дацана было возведено девять малых храмов — сумэ:
1795 г. — Шигемуни бурханай сумэ, Аюшин сумэ
1800 г. — Гунриг бурханай сумэ, Догшидын сумэ
1825 г. — Дэмчог бурханай сумэ, Хурдэнэй сумэ
1826 г. — Шагдарын сумэ, Манлайн сумэ
1829 г. — Найданай сумэ
В 1930-х годах во время антирелигиозных гонений ламы были репрессированы, а сам дацан был ликвидирован постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР № 30 от 28 мая 1935 года.
К 1945 году все здания буддийского комплекса были снесены



Напомню читателю, на снимках не весь Ацайский дацан, это один из храмов дацана Дворец Белой Тары - первое здание из комплекса дацана.
Кстати Ацайский дацан называют казачьм дацаном, почему? Прихожане принадлежали к казачьему сословию Тамчинского, Ацайского, Чжагастайского и Бургасутайского булуков.
Может и ламы были казаки. Неудивительно, ведь и Даши Доржо Итыгилов, вспомним, был казачьего сословия и освободившись от воинской повинности платил по двадцать рублей в течении 25 лет.

Местность Талын Харгана тесно связана с личностью I Пандито Хамбо ламы Дамба Даржа Заяева. Это место выбрал лама, чтобы уйти в нирвану. Согласно легенде это место охраняют духи семи лам. Эти семь лам отказались от физической жизни, но и отказались от перерождения, пожелав в виде духов охранять это священное место.



Здесь свой источник воды. Цагаан Дари Эхын аршан - источник Белой Тары. К сожалению очень мало нашёл про него в интернете. Можно сказать совсем не нашёл.



В этих домиках-юртах живут и работают ламы. На переднем плане ламская столовая.



Кроме источника воды у дворца есть и источник электроэнергии, а может это ветряк позной что совсем рядом. Кстати советую перекусить там путникам, позы отличные!



Ветры в долине дуют всегда.
Буддисты Республики Калмыкия  на горе напротив Дворца Белой Тары установили ветряной молитвенный барабан Хурдэ, внутрь которого ими вложены свитки священных мантр Богини Зеленая Тара. Батр лама сказал: «Мы, калмыки, братья по вере, живем очень далеко от Бурятии, и не у каждого из нас есть или будет возможность прибыть сюда, в местность Талын Харгана. Поэтому пусть мантры этого молитвенного барабана, вращаемого силой ветра селенгинских степей, вместе в вашими молитвами будут возносится ввысь, распространяя силу свою на всем пространстве бурятской земли… Пусть наши молитвы звучат вместе с вашими в великом едином потоке, объединяя все нас в стремлении к высшему, к достижению совершенства и Чистых Земель…»



У вас есть интересное производство, завод, ферма или кто едет в места красивые? Берите с собой, вам карточки, а мне материал alexsvatov78@yandex.ru

Добра тебе, читатель!
Береги себя!
Следить за обновлениями блога можно в  в других социальных сетях: [Вконтакте] [Facebook] [Google+] [Twitter] [Instagram]
При перепечатке активная ссылка на блог обязательна. Коммерческое использование фотографий только с согласованием!
Tags: буддизм, бурятия, дацан, религия
Subscribe

Posts from This Journal “дацан” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments