?

Log in

No account? Create an account

Своей дорогой

Блог Сватова Алексея о Бурятии и Байкале


Previous Entry Share Next Entry
Бурятский Моисей и Данко - Усан-Лопсон
зима
alexsvatov


В мифологии бурят древний культ воды всегда тесно смыкался с образами божеств.
Реки и озёра всегда имели своих царей вод - Усан-ханов, старцев небесного происхождения, живущих со своими слугами на дне.
Главным же из них является Усан-Лопсон, а жена у него Усан-Дабан.



Тысячи лет Воде, как первооснове бытия, буряты придавали целебное, очищающее значение. И главной ипостасью её на земле всегда выступал Байкал. "Байгал-Далай - безбрежный, великий, всевышний" - так называют буряты Священное море



Усан-Лопсон - верховный повелитель вод в бурятской мифологии.
По древней легенде старец небесного происхождения живёт со своими слугами и женой Усан-Дабан на дне самого пресноводного озера на земле и является хранителем его чистейшей воды.



Если вы собираетесь отдохнуть в Энхалуке, обязательно запланируйте экскурсию в небольшое соседнее село Дулан. На его окраине находится резиденция Хозяина Байкала. Ее возведение имело несколько целей. Местные жители хотят сохранить свои культурные традиции, а также привлечь в регион туристов. В реализации проекта приняли участие и общественные, и коммерческие организации. В мае 2006 года в селе Дулан Кабанского района Бурятии была установлена деревянная скульптурная композиция, в центре которой повелитель Воды Усан-Лопсон высотой более 3,5 метров, а у изножья божества девять сакральных фигурок - его мифических слуг.

Создал статую знаменитый скульптор Бурятии Анатолий Цыденов. Шаманы провели здесь специальный ритуал, освятив место. Местные жители планируют расширить резиденцию Усан-Лопсона, создав на берегу Байкала этнографическую деревню Новый Дулан. Туристы смогут более подробно ознакомиться с культурой и традициями народа, проживающего у берегов Байкала. Пока же у статуи проводятся шаманские молебны, традиционные бурятские тайлаганы - праздники в честь божеств и стихий, и встречи гостей.



Послушайте предание о том,
Как наши предки бросили когда-то
Свой край, жестокой засухой объятый,
Вдаль потянувшись скученным гуртом.
Им было в тягость даже тень нести,
Поскольку сами зыбились, как тени,
В плену тяжёлых смутных сновидений,
Надеясь счастье вдалеке найти.



В заветных землях, где, казалось им,
Текут ручьи, цветут сады, не зная
Ни знойных лет, ни беспощадных зим,
Где долгий век сулит вода живая.
Красою миражей степная ширь
Манила их. Шакалы, падаль чуя,
Брели поодаль. Смерть, как поводырь,
Шла впереди, злорадно торжествуя.
Кто падал – в кочку превращался вмиг.
Идущие его переступали.



Вдруг видят: с посохом седой Старик
Идёт навстречу из туманной дали.
«О, бедные! – услышав их рассказ,
Ответил странник: – Кажутся вам раем
Края, где прежде не бывало вас,
Но ведь Отчизну мы не выбираем!
Рай, сотканный из призрачных надежд,
Вовек родного дома не заменит,
И счастья обошедший целый свет
Не встретит, если Родину не ценит.
Да может ли оно лежать как клад
В чужой земле, коль не создали сами
Вы собственными ничего руками,
Что, словно плети, без трудов висят?
Вернитесь в край, завещанный отцами!




И благодарно вняв его словам,
На Родину назад побрёл народ мой.
Как старая волчица по пятам,
Шла смерть за ним. Но юношески прям
Шагал вперёд Старик белобородый.
Струилась и сияла борода
Напоминая чем-то людям воду...
И вот уже родимые места!
Но не вода, а знойная гряда
Иссохших сопок встретилась народу.



И снова умирали стар и млад,
От нестерпимой жажды изнывая...
Курились сопки без конца и края,
Стервятников парила в небе стая,
И не было, увы, пути назад.
И стали все роптать, и старика
Хулить и хаять за обман и муки,
И мстительно тянуть к сединам руки,
И выбирать каменья из песка...
Но он всё шёл и вёл их между скал,
Хотя уже летели камни в спину.



И вывел их... В пустынную долину!..
И повернувшись крикнул им: «Байкал!»
И, вырвав своё сердце, наземь кинул!
И тут же, как взорвавшийся вулкан,
Торжественно ликуя на просторе,
Взметнулся ввысь целебный аршаан!
И вмиг долина превратилась в море!
А люди в страхе бросились назад
И средь стихии старика забыли.
И только позже поняли,
Что вел их Он – Главнейший повелитель вод Усан-Лопсон.

Стихи Галины Раднаевой.

Добра тебе, читатель.
Береги себя! Береги природу! Приезжай в Бурятию!

У вас есть интересное производство, завод, ферма или кто едет в места красивые? Берите с собой, вам карточки, а мне материал alexsvatov78@yandex.ru
Следить за обновлениями блога можно в  в других социальных сетях: [Вконтакте] [Facebook] [Google+] [Twitter] [Instagram]
При перепечатке активная ссылка на блог обязательна. Коммерческое использование фотографий только с согласованием!




Posts from This Journal by “энхалук” Tag

  • Загза

    До Загзы я никогда не купался в термальных источниках, исправил это досадное упущение. Ощущение, скажу вам довольно интересное. Минеральные…

  • Энхалук печальный

    Часто слышал про это место но никогда не был и думаю правильно. Я так и не понял за что его облюбовали, ну разве что песчаное дно. Да тут всё…

  • Байкальские моллюски.

    - Съешь меня! Кажется именно это я и услышал, когда на берег Байкал выплеснул эти ракушки. Перловицы или беззубки точно не знаю, не представились.…

  • Аномальное место и вытекающий Байкал

    Всё начиналось как обычно, ранний подъём, пробежка, рюкзак и автобус. Ничего не предвещало, как говорится, беды. Два часа на китайском чуде и мы в…


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
К вам приедешь и не уедешь потом от такого...

почему не уедешь?

Духи не отпустят или просто не захочется...

а, в этом смысле, да, вполне.

Ну так "покапать" каждому...

потом точно не уедешь)

НУ, и зачем тогда от такой хорошей компании уезжать вообще!

А и не нужно уезжать))) у нас в Сибири хорошим людям всегда рады)))

На кого я тогда Мордовию оставлю?

Блин, вот незадача

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Бурятский Моисей и Данко - Усан-Лопсон

Пользователь petikantrop911 сослался на вашу запись в своей записи «Бурятский Моисей и Данко - Усан-Лопсон» в контексте: [...] Оригинал взят у в Бурятский Моисей и Данко - Усан-Лопсон [...]

Спасибо, интересно! А кто автор стихов?

Стих очень понравился, пока ищу информацию, вероятно улегершины, рассказчики, бурятские менестрели

да… а где нашли – просто в инете на каких-то форумах?

Да, сказание о Усан-Лопсоне

нашла: "Галина Раднаева, народный поэт Бурятии". Подписано здесь: http://selorodnoe.com/poetry/show/id3670886/

Спасибо) Тоже подпишу

)) да, там и о скульпторе сказано (простите за занудство) :)

ну про скульптора то есть у меня)

и правда, ))
Фото хорошие. И там, где крупнее орнамент – любопытно эти "твари по паре" из традиционного бурятского орнамента?

ещё хотела спросить: преимущественно синий цвет лоскутков – это "в честь" воды (стихии Усан-Лопсона)? Вообще, какая символика и "функция" этих лоскутков?

Про цвет не скажу точно, вполне и в цвет воды. Лоскуты у нас вяжут везде на деревьях. Святые места все обвязаны, деревья гибнут. Сейчас вроде расспространяют везде чтоб на живые деревья не вязали, ставят специальные места.

Обряд - новодел. Многие говорят, что повязыванию ткани сотни тысяч лет. На самом деле это не так.

Никому в каменном веке в голову не могло прийти повязывать доставшуюся таким трудом ткань на берёзы. Не могло в голову это приходить и в 10, в 15, в 19 и в начале 20-го века.
Ткань всё равно была ещё дорогой и люди годами носили одну и туже одежду.
Ленты и тряпочки вязать стали совсем недавно, в эпоху потребительства, и это очень не нравится всем деревьям и кустам. Вот у Янжимы например гибнет целый лес, деревья просто душат узлами из ткани.
Здесь писал про это: http://alexsvatov.livejournal.com/149957.html

У большинства народов Сибири злой бог, который живет в воде, назывался Шайтан. Его боготворили и боялись больше остальных богов.

http://well-p.livejournal.com/923472.html

А Усан-Лопсон уравновешивает)

Edited at 2017-06-09 01:08 pm (UTC)

  • 1