Алексей (alexsvatov) wrote,
Алексей
alexsvatov

Category:

Святая поляна и Дацан Бодхидхарма



Мы привыкли видеть дацаны на просторе, в степи, на открытой местности. Хойморский аршанский дацан расположен в густом лесу, на красивой поляне у подножия Саян.
Не знаю что появилось раньше, название Святая поляна, а потом традиция ставить здесь маленькие обо или сначала обо, а потом уже название?

Полчаса пути от парка посёлка Аршан в местность под названием Святая поляна проходят незаметно, чистый горный воздух и тенистая дорога в обрамлении высоких елей и сосен.



Не доходя до дацана на полянке у отворота дороги стоят тысячи каменных пирамидок - обо.



Небольшие, в четыре-пять камней, они вырастают их земли как грибы.



С древних времён буряты верят, что в любой местности есть свои хозяева и духи, которые обеспечивают спокойную жизнь и влияют на дальнейшее мирное сосуществование на одной территории. Таким образом культ обо это почитание духов природы данной местности.



А недалеко от вполне языческой поляны с обо стоит, в окружении гор и елей, лесной дацан.
Дацан Бодхидхарма построен в 1991 году, и является продолжателем истории и традиций Хойморского (Хандагатайского) дацана о котором ниже пойдёт речь. Основой дацана стал дом цанид-хамбо ламы Агвана Доржиева.



Поводом для строительства Хойморского дацана стало принятое в 1916 году решение о расширении старейшего в Тункинской долине Кыренского дацана. Для определения места нового строительства был приглашён цанид-хамбо лама Агван Доржиев - один из наставников Далай-ламы XIII и его представитель в России, основатель первого европейского буддийского храма в Санкт-Петербурге дацана Храм Калачакры.
Лама Доржиев в сопровождении местных лам и буддистов в течение трёх дней осматривал шесть предложенных мест. В результате он остановил свой выбор на местности Хандагайта в Хойморах. Здесь весной 1917 года началось строительство дацана, и осенью этого же года первые ламы нового дацана начали проведение хуралов.
Еще при выборе места для дацана лама Агван Доржиев пытался прививать обновлённые принципы жизни и служения в новом дацане. Предполагалось, что ламы дацана передадут в общую собственность всё своё имущество, а проживание и хозяйственная деятельность в дацане будет строиться на принципах коммуны. Все монахи дацана должны были отказаться от мирских одежд, и одеваться исключительно в монашеское одеяние. Особое внимание уделялось строгому соблюдению монашеского дисциплинарного устава "Винаи".
В знак благодарности ламе Агвану Доржиеву был подарен дом, где он впоследствии останавливался, находясь в Бурятии.
В 1991 году сохранившийся дом цанид-хамбо ламы Агвана Доржиева был передан местной буддийской общине, и на его основе основан Хойморский дацан «Бодхидхарма». Новый дацан, как и его предшественник, расположен в Тункинской долине на большой поляне, вблизи курорта Аршан.



Все передвижения в дацане традиционно идут посолонь, по ходу движения солнца.
При входе на территорию нужно задумать благопожелание для себя и своих близких и оно получит дополнительную энергию на осуществление после завершения ритуала обхождения.



Верующие обходят территорию дацана три раза, проходя мимо ступ, крутя ритуальные барабаны. После этого можно зайти в храм, а затем отдохнуть и подумать о хорошем под сенью высоких елей.



Службы в храме проводятся ежедневно, а в перерывах можно получить астрологические консультации от ламы.



В Аршане два дацана, от разных направлений, которые не очень жалуют друг друга. Смысл взаимной нелюбви сродни ситуации с РПЦ и старообрядцами, то есть спор о том с какой стороны мазать масло на бутерброд. Этот дацан представляет тибетский буддизм школы Гелуг.



Дацан и раньше имел отличия и в ритуально-культовой практике так общебуддийский Майдари-хурал праздновался в полнолуние лунного месяца, причём в церемонии круговращения зелёного коня заменили белым слоном. Дацан отправлял и ежегодный ритуал поклонения Престолу Чингис-хана.



В тени огромных елей на территории поставлены лавки для посетителей, чтоб после обхода подумать, отдохнуть. Чистый воздух, умиротворённость, живописные виды.



На следующее утро мы с Андреем пришли сюда опять, часов в пять утра в ожидании тумана. Было сыро, накрапывал дождик, не проснулись ещё многочисленные аршанские туристы.



Туман в тот день к нам не спустился, остановился где то в середине гор. Ну раз туман не идёт к нам, мы пойдём к туману, подумали мы и направились вверх по горной реке Кынгырга, стекающей к Аршану в узкой долине с водопадами...

Продолжение следует...

Организатор поездки РСЭОО «Мунко-Саридак»


Добра тебе, читатель.
Береги себя! Береги природу! Приезжай в Бурятию!

У вас есть интересное производство, завод, ферма или кто едет в места красивые? Берите с собой, вам карточки, а мне материал alexsvatov78@yandex.ru
Следить за обновлениями блога можно в  в других социальных сетях: [Вконтакте] [Facebook] [Google+] [Twitter] [Instagram]
При перепечатке активная ссылка на блог обязательна. Коммерческое использование фотографий только с согласованием!


Tags: аршан, буддизм, бурятия, дацан, тунка
Subscribe

Posts from This Journal “буддизм” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments