Своей дорогой

Блог Сватова Алексея о Бурятии и Байкале


Previous Entry Share Next Entry
Пырышки-пупырышки на дорогах. Как появляются голковки?
зима
alexsvatov


У нас в Улан-Удэ их назвали голковками или голкышками, в других городах их могут называть в зависимости от несчастья города по другому, собянками или полтавками.
Когда снег на улицах долгое время не убирается приходят они, голковки. Вырастают до 7-8 сантиметров высотой и очень плохо влияют на управляемость, безопасность, резину и подвеску. Но как они появляются?




Чую, правда, голковки у нас скоро переименуют... в кого пока неизвестно.
Боле-менее расширенного объяснения я не нашёл, а вот разных мнений много, давайте рассмотрим основные версии встреченные в сети:

"Потому что мэр не выполняет свои обязанности."

"Шишка это лед, образованный от капающих глушаков в пробках...точнее сначала капало в снег, а потом снег выкатали, а лед нет."

"Конденсат с глушителей стоящих в пробке машин каплет."

"Автобусы-троллейбусы тормозят постепенно и трогаются - и накатывают колесищами шишки... ну и плюс немного им легковые авто помогают..."

"Если на широких дорогах посмотреть: то в первой полосе всегда шишки больше, в третье намного меньше..."

"Так, одна возможная причина - конденсат, вторая - большые машины. Во вторую верится больше"

"От торможения это. Снег с колес тает и "впечатывается" в покрытие. А там уже по накатанной шишка просто растет."

"Когда тормозят, в какие-то моменты колесо не катится, а проскальзывает, соскребая как грейдер снег. Потом проехав по такой соскребленной кучке колесо приминает ее. Ну а дальше она растет также."


"Шишки образуются:
а) Когда температура немного ниже нуля.
б) Когда снег.
в) На участках где машины едут медленно или стоят часто (перед перекрёстками).
Видимо процесс такой:
Мокрый (подтаявший комочек упал с машины. Машина уехала.
Комочек замерз.
Следующая машина проехала, постояла над комочком, растопила поверхность асфальта, налепила на комочек ещё мокрого снега, уехала.
Комочек снова замерз.
И т. д....
Видимо замерзший комочек примораживает к себе мокрый снег. Кроме того асфальт черный, и нагревается немного от нагретых двигателей. А комочки белые и не нагреваются и намораживают на себя попавший снег."

"Это когда оттепель только, наверно молекулы воды склизкие и друг к другу, (как в терминаторе) съезжаются вот и шарики получаются."

"Это комки из под крыльев, с брызговиков, с рам. Они там уже подмороженные, им только прилепиться получше остаётся, да обтаять от выхлопных систем до фудзиямоподобной формы нужно. А так их скопление перед светофорами: там и торможения, и рывки, и скорости небольшие - время для замерзания есть."

"Я считаю, что образование шишек на дороге не связано с подогревом от машин. По моим наблюдениям, они образуется при температуре ниже -5 без ограничения вниз. Требуется только выпадение снега. Механизм, предполагаю, таков: проезжающие машины оказывают на заснеженное покрытие двоякий эффект: спрессовывающий и смещающий. При наличии неровности покрытия, давление спрессовывания от наезжающего колеса выше там, где покрытие приподнято. Т.е. на малейший случайный комочек шина прилепит еще свежего снега и комочек вырастет - процесс развивается буквально как снежный ком. Зато вокруг возвышения давление уменьшается, т.к. шина приподнимается шишкой, там усиливается смещающий эффект. Явление замечено только на дорогах с большими машинами - общественным транспортом или грузовыми.
Если бы дело было в подогреве/теплой воде то происходило бы размягчение, а шишки, наоборот, особенно твердые. Падение массы с брызговиков не объясняет правильную форму шишек и типичность их размера. Высота и кривизна шишек лежит в узком диапазоне, задаваемом жесткостью шин.
А вообще, шишки хорошо демонстрируют ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ мероприятий по уборке снега."

"Пупырышки появляются впоследствии выброса из глушителя конденсата ,там где дорога дорога плохая"

"Голковка представляет собой стоячую волну. Аналогичную внешнюю картину вы можете наблюдать на реке, скажем в месте слияния нескольких потоков. В нашем случае на подвижную массу - снег действует "ветер" - проезжающее по нему колесо, которое вызывает смещение слоев. Динамика роста этих образований подчиняется волновой теории, которая, ХМ, достаточна сложна, а её элементы применяются при проектировании водных, воздушных судов и береговых сооружений (скажем из истории авиации: при переходе звукового барьера имеет место быть барьер, который раньше может возникнуть на отдельном элементе констр. самолета и привести к его разр). В нашем же случае еще имеет место изменение плотности смещаемых слоев от свежевыпавшего снега до льда, да и толщины тоже разные... Далее, так называемая гребенка на грунтовке - это тоже волновая теория..."

А вот видео, не про пупырышки правда, но механизм понятен


Можно ещё нагуглить версий но точного описания механизма нет, может когда то кто то и снимет таймлапс видео)


Фото: Светлана Целовальникова.

А так у нас убирают снег. Есть тропинка, да и ладно. Власти города держат людей за животных, зверинные тропы.



Добра тебе, читатель.
Береги себя! Береги природу! Приезжай в Бурятию!


Подпишись в социальных сетях: [Вконтакте] [Facebook] [Instagram] [Яндекс Дзен] [Livejournal]
Вопросы и предложения:alexsvatov78@yandex.ru
При перепечатке активная ссылка на блог обязательна. Коммерческое использование фотографий только с согласованием!


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Тут точнее сравнивать с песком на берегу или на мелководье, или же с поверхностью барханов в пустыне. И то и другое покрыто этакой застывшей рябью. Принцип образования тот же, в роли машин выступают течение или ветер.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Я поддерживаю версию отвалившихся комков снега из под крыльев, с брызговиков, с рам.
Надо было голосовалку замутить. )

Идея хорошая)

Очень познавательно. Просто-таки "физика для малышей"))

Я же не физик))

Очень неприятное явление - превращает дороги в "стиральные доски"...

Хуже стиральной доски

И что удивительно, в Прибайкалье встречается повсеместно.


ссылка на научное объяснение (СО РАН)

"Ученые описали процесс появления ледяных шишек на дорогах Новосибирска. Как пояснил замдиректора Института химии твердого тела и механохимии СО РАН Александр Немудрый, ледяные шишки на дороге - это следствие движения двойных колес автобусов и маршрутных такси. Они начинают формироваться после потепления, когда на дороге возникает "снежная каша".
"Колеса в более-менее случайных направлениях накатывают борозды, они в ходе движения разбиваются на отдельные сегменты и начинают отшлифовываться колесами. Колесо наезжает на такую шишку, формирует ее, когда стоит. Потом, когда движется, колесо, как правило, еще проскакивает, переваливает эту ледяную корочку, и такие вот шлифовальные движения формируют такие шишки", - пояснил ученый.
По словам Александра Немудрого, такие "шишки" бывают не только в местах стоянки автобусов, но и на дорогах. Подобные образования ученые замечали на Бердском шоссе. "Это следствие движения - скатывание снега таким целенаправленным способом.
Колесо снег толкает перед собой, накатывает шишечку, потом самолокализуется в этом месте, набивает и набивает последующими колесами снег. Так возникает зародыш шишки, которая продолжает расти", - сказал А. Немудрый.
Ученые отмечают, что подобные явления есть и в химии твердого тела. Можно привести аналогию с образованием кристалликов соли. "Когда солевой раствор понемногу выпаривается, в каком-то месте появляется кристаллик соли, и он будет расти", - привел пример замдиректора.
Ольга Власова"
Взято из (http : // www.sib-science.info / ru / news /mekhanizm-obrazovaniya-18112016 - убрать пробелы)

Re: ссылка на научное объяснение (СО РАН)

Да, все правильно, эти сталагмитики - от двойных задних колёс. Они всегда там, где много ездит транспорт с такими колёсами. На остановках - всегда.

Re: ссылка на научное объяснение (СО РАН)

.. и, на мой взгляд, где не просто ездят, а тормозят.

Re: ссылка на научное объяснение (СО РАН)

Отлично, добавлю

Обратила на них внимание, когда была в городе. У нас таких нет, только гребенка.

у нас в Петербурге их нет, хотя убирают плохо

У вас посыпают реагентами потому что

Всё просто. Колесо от трения теплее снега, и при соприкосновении с ним становится влажным. При соприкосновении с неровной поверхностью влага оседает на высоких точках поверхности и замерзает: начинается рост "пупырышков".
А на остановках они больше, потому что там происходит торможение, температура колеса выше, и к нему прилипает больше влаги (следовательно, больше оседает на пупырышках).

Всё украли Путин и его элита! Нам остались только колдоёбины на дорогах, а кое где и дороги спизжены и проложены где то на Лазурном берегу

у нас вроде таких не бывает

Слава вашему мэру!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account