Своей дорогой

Блог Сватова Алексея о Бурятии и Байкале


Previous Entry Share Next Entry
Северомуйский обход и Чертов мост
лето
alexsvatov
Продолжим БАМовскую серию. Начало тут: http://alexsvatov.livejournal.com/43648.html
Оригинал взят у monitor_03 в Северомуйский обход и Чертов мост
Оригинал взят у russos в Северомуйский обход и Чертов мост
Сооружение отдельных сложных инженерных сооружений порой определяет время пуска всего объекта . Так и произошло на БАМе, когда строительство тоннелей затянулось и для обеспечения открытия движения потребовалось возведение временных обходов. Они были сооружены, например, на время строительства Байкальского тоннеля и Мысовых тоннелей.

В первую очередь такие обходы, построенные по упрощенным условиям, позволяют открыть движение не ожидая завершения строительства сложных инженерных сооружений. Конечно, приходится мириться с тем, что такие обходы не могут полноценно компенсировать постоянный тоннель, но... Во-первых, уже можно отрапортовать партии и правительству и завершение строительства. Во-вторых, начать эксплуатировать железную дорогу. И, в третьих, получить все плюшки, полагающиеся по завершению строительства.

Первоначально предполагалось, что Северомуйский тоннель будет пущен в эксплуатацию в 1986-1987 году, и для открытия движения по временной схеме было принято решение построить временный обход. Но так получилось, что обходов было два...

Первый обход построили довольно быстро, с августа 1982 по март 1983 года. Он был чуть длиннее тоннеля (24,6 километра против 15 подземных), но с уклоном аж в сорок тысячных. Это значит, что на каждые сто метров перепад высоты был четыре метра. Для железной дороги это запредельная величина. В результате чего грузовые поезда расцепляли на несколько частей: тепловоз перевозил всего по нескольку вагонов. Пассажирское движение на обходе из соображений безопасности было вообще запрещено — от станции Ангаракан до станции Казанкан пассажиров по дороге, проложенной рядом с обходом, перевозили машинами-вахтовками. Сейчас рельсы с этого обхода сняты, но насыпь и грунтовка сохранились почти везде.

К 1985 году стало понятно, что сооружение Северомуйского тоннеля затягивается на неопределенный срок. Поэтому было принято решение о строительстве второго временного обхода, которое началось в ноябре 1985 года. Для уменьшения уклона до 18 тысячных пришлось очень сильно его удлинить, чтобы найти оптимальный маршрут. Теперь его длина стала 64 километра. Теперь обход петлял по долинам, переходя с перевала на перевал постепенно вбираясь наверх. По этому обходу уже разрешалось грузовое и пассажирское движение, однако скорость составов не превышала 20 км/ч.

На этом обходе было сооружено два петлевых тоннеля (2,14 км и 752 м). Движение по нему было открыто в 1989 году.


1. Для начала посмотрим на схему всей этой красоты авторства af1461. Легенда на схеме представлена, так что все, думаю, понятно. Обратите внимание, что петлевой тоннель №2 проходит над Северомуйским тоннелем, а в петлевом тоннеле №1 поезд разворачивается на 180 градусов.

(c) af1461 из этого поста.

2. Кстати, второй тоннель на разных схемах называют третьим, так как первоначально было запроектировано именно три тоннеля. Но второй так и не построили — уже во время строительства нашли обходной вариант.

(с) nikat из этого поста.

3. Свою поездку к Чертову мосту начинаю из Северомуйска. По дороге проезжаем под железнодорожным мостом. Он двухпутный — на нем находится основной путь БАМа и путь на 18-и тысячный обход. К сожалению даже на снимках высокого разрешения не очень понятно, где же начинался 40-а тысячный обход.


4. Северо-Муйский хребет. Молод и горяч нравом.


5. Это дренаж из штольни Северомуйского тоннеля.


6. Сверху один из бесчисленных мостов 18-и тысячного обхода. Опоры моста выглядят как табуретка. Снизу — Восточный портал тоннеля.


7. Рабочий поезд приближается к Восточному порталу со стороны станции Окусикан.


8. Слева вы можете рассмотреть три полки. Первая — автомобильная дорога. Вторая — 18-и тысячный обход, а третья, самая высокая — 40-а тысячный.


9. Мост 18-и тысячного обхода. Сверху, если присмотреться, можно увидеть столбы, которые стоят вдоль первого обхода.


10. Мост второго обхода. Он строился весьма капитально. Даже сейчас второй обход сохраняется в рабочем состоянии в качестве резерва. В том числе, он будет снова задействован при увлечении трафика на БАМе.


11. Слева видны столбы вдоль первого обхода. Двухпутный мост наверху — начало разъезда Перевал.


12. Погода испортилась в конец. Одинокий ВЛ65 на разъезде Перевал еле виден.


13. Волнуюсь, что Чертов мост будет в такой же пелене.


14. Выехали на насыпь первого обхода.


15. Очередной мост через какую-то долину.


16. Старые мосты на первом обходе. Мне так никто и не смог ответить тут когда-нибудь был разъезд на нем или сделали задел на будущее. А по мосту ехать немного страшновато...


17. Наконец-то! Чертов мост!

.::кликабельно::.

18. Был построен в 1986 году, но постоянное движение поездов началось в 1989 году.


19. Высота до 35 метров. Там бы на веревках полазить! Такую локацию можно сделать!


20. Расположен на характерных двухъярусных опорах.


21. Единственный в России мост такой конструкции.


22. Ах... Дальше начинается Петлевой тоннель №1. Про него говорят, что у него два портала: восточный и западный, но оба смотрят на север. Посмотрев карту наверху можно увидеть, что смотрят они не совсем на север. :)


23. В посте про тоннель было много комментариев на тему, а зачем тоннель нужен, раз есть обход. На этот вопрос нельзя ответить в лоб. Факторов много. Во-первых, обход — узкое бутылочное горлышко на всем БАМе. Кривые малого радиуса, необходимость расцеплять тяжеловесные поезда, высокая цена обслуживания и поддержания такого участка... Тоннель был нужен. И дело даже не в сокращении времени, хотя это важно, а в нормальной эксплуатации всего БАМа.


24. Идет мягкий пушистый снег... Вокруг полная тишина.


25. С каким-то невероятным ощущением я иду по этому мосту...


26. Сейчас грузового и пассажирского движения по обходу нет.


27. Только дважды в день проходит рабочий поезд.


28. Табуретка :)


29. Удивительная конструкция.


30. Настоящая зима.


31. Мост немного раскачивался при прохождении по нему тяжёлых составов.


32. Говорят, что мост пользовался дурной славой у машинистов.


33. Прощальный взгляд на Чортов мост и едем обратно.

.::кликабельно::.

34. Погода чуть стала лучше.


35. СМ-2 на разъезде Перевал. На одной табличке написано, что это станция. А на другой, висящей в двух метрах — разъезд.


36. ВЛ65-019.


37. Если верить космическим снимкам высокого разрешения, то видны следы путей от временного объезда к этому разъезду. На фотографии тот путь к первому обходу находился перед опорами ЛЭП.


38. Снегоборьба в самом разгаре.


39. СМ-2 выкинула снег из бункера и едет снова чистить пути.


40. Пока отогревался у дежурной чаем и вкуснейшим салом, спросил, долго ли будет работать СМ. Ответ был прост: «Пока все пути не почистит — никуда я ее не выпущу». А потом, чуть помолчав, добавляет: «Впрочем, путейцы, пока все стрелки мне не почистят, тоже никуда уйдут».


41. Спускаемся с перевала в Северомуйск.


42. Когда-то по этой дороге пассажиров поезда перевозили вахтовками.


43. Снова тот же самый мост.


44. И станция Окусикан перед порталом. Далее меня ждал Северомуйский тоннель и несколько часов съемок в нем...


Огромное спасибо за организацию съемки всем сотрудникам Восточно-Сибирской железной дороги, ее пресс-службе и лично Аркадию Петшику и Роману Ринчинову.

Отдельное спасибо моему сопровождающему по тоннелю и обходу — Юрию Васильевичу. Его рассказ о строительстве, о эксплуатации и его терпение по время съемки были бесценны.

Прочитали? Поделитесь)


Кликайте на кнопку, добавляйте в друзья!


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Там надо кат исправить, автор видимо торопился.

Грандиозное все-таки сооружение - БАМ! Какая мощь! Вот силища и размах были у СССР!

Я, в годы давних турпоходов, бывал в районе БАМа и видел закулисье этой самой "силищи и размаха": остатки ржавеющей, гниющей техники, разбросанные по лесам; рукотворные озерца из солярки, даже радиационные аккумуляторы встретили, а еще говорят, доблестные строители зверски браконьерили - и километров по пять-десять вдоль всей трассы - мертвая зона с угробленной экологией. И все это для четырех кусков железа, по которым дважды в день проезжает состав.
Я уж не говорю о бытовых условиях там проживающих...
Так что, любуйтесь плакатами!

Ну где человек побывал там везде природа порчена.
Сейчас уже 14-16 составов идёт. Дальше-больше, главное чтоб всё не зря было построено.

Достраивали тоннель посе гибели СССР. Когда рухнуло все - в том числе и мораль. А БАМ имеет важное стратегиеское значеие, о его строитеьсте задумывались еще внаале 20 века ибо транссиб уязвим. Не былр б убийства Сюза, там бы сейчас вдоль трассы города стояли, а не умирающие поселки.

Спорить с вами не могу, по причине того, что не владею информацией об экономической обоснованности того, что задумывалось и того, что воплотилось. Пока пребываю в уверенности, что замахивались на мильярд, а отдачи на копейки.
Я, между прочим, бывал там еще в годы существования Союза (86-87) и видел то, что даже бараками назвать было стыдно, но в них жили люди (семьи). И это тоже говорит о "морали", того "Союза" о котором вы вздыхаете.



Edited at 2015-02-17 06:26 am (UTC)

Эти люди и сейчас там живут в тех же самых бараках. Которые не считаются жильем, потому что возводились как временные сооружения, и потому живущие в них несколько тыс. чел. не имеют даже право на получение квартир и компенсации по программе переселения из аварийного жилья.
Да, я "вздыхаю" о Союзе, о потерянных годах, просраных ресурсах и не использованных возможностях. Люди во главе тогда мыслили масштабно, планировали на сто лет вперед. Космос, который мы запустили, еще будучи недокормленной после войны страной, сейчас приносит миллиарды.
Мы при всем разгильдяйстве стояли на пороге сказки в конце 80-х - но не срослось. И теперь наша судьба догонять Советский Союз, и сколько на это потребуется лет - непонятно. Потому что сейчас мы только-только догнали по потреблению мяса на душу населения и строительстве жилья на 1 чел. , насколько помню. И ВСЕ! По остальным параметрам откатились в 30-е годы 20 века.
Про БАм того времени. Мой одноклассник, работавший там, заработал на благоустроенную трехкомнатную квартиру, посмотрел всех звезд советской эстрады, будучи водителем на "Татре"


Edited at 2015-02-17 10:04 am (UTC)

А мне вот не повезло: все те, кого я знал, как бывшие БАМовцы - те, с кем я работал, говорили лишь о бабле, шмотках, пьянках и пр. в том же духе - это о той упоминаемой морали.
Я не знаю, сколько вам лет, но сейчас так легко ностальгировать, стуча по клавишам на компьютерах, которые НЕ ЛОМАЮТСЯ, при том, что сделаны они не в НАШЕЙ стране, как и программное обеспечение, при помощи которого все и происходит. Вы не задаетесь вопросом отчего? А ответ один - у власти - прямые продолжатели того духа, о котором вы вздыхаете.
И - ваше дело, как вы себя относите. Я тоже долгое время был в плену иллюзии, что мы народ - наследники духа таких соотечественников, как Достоевский, Толстой, Чехов, Бердяев и пр., а сейчас, глядя на эту, тоскующую по имперским амбициям, пресыщенную и орущую толпу, понимаю, что, например, народ Данте и персона Берлускони - это разные вещи, как и Гоголь и какой-нибудь "Бэтмен", как Пушкин и Вася Пупкин...
Я ценю конкретных людей, а не аморфную массу, под звучным названием "народ", ибо такая же масса кричала "Распни его!"
Кстати, я по своей работе пребываю в обществе людей, которые получают информацию от мира, только лишь через телевизор. То есть буквально - в глуши, в строительном вагончике, с утра включается этот ящик. они едят и смотрят в экран, они вечером, не отлипают от него и там все то же, что и у вас.
Вздыхайте по чему хотите, а я, основную жизнь проживший в "совке" благодарен за то, что кто-то разбил эту стеклянную стену, и я ощутил ту вонб затхлости в которой жил...
Засим, спешу откланяться, ибо спор наш приобретает характер перепалки, а мне это неинтересно...

.. сделаны они не в НАШЕЙ стране, как и программное обеспечение, при помощи которого === а вы не в курсе о советской компьютерной программе? Я, например, впервые увидела ноутбук (ну, он был, конечно, тяжеленький, и размером с "дипломат" - увидела в 1985 году, кажется. Да, стоил, конечно, как автомобиль. Сегодняшнее кино 3 D - это просто смех, какое же это новаторство, если я смотрела стереокино где-то в начале 80-х, кажется в Минске.
Вы относитесь к людям, которым СССР кажется чем-то застывшим. Апофеоз таких рассуждений - а вот при Сталине не было интернета и айфонов.
СССР был динамичной страной, вероятно, самой динамичной, по крайней мере в 30-50-е годы. При всех ошибках руководства - от Сталина и далее - у страны был охрененный потенциал, который срубили на взлете. Блин, я еще помню ломанувшихся к нам китайцев в начале 90-х, которые вывозили все, просто ВСЕ - от советских розеток и аспирина до ватников, ленточных магнитофонов и автодеталей.
Да, люди стали хороошо жить и захотелось им еще лучше. Это нас и сгубило - еще А.С. Пушкин это описал в своей "Сказке о рыбаке и рыбке".
Вот теперь получите-распишитесь: "кто-то разбил эту стеклянную стену", и в наш дом пришла натуральная война, сначала на окраинах империи, сколько людей было согнано со своих мест! Сотни тысяч ведь! Теперь война уже уже нам дышит в лицо. Такое вот отстутвие "вони затхлости".

Edited at 2015-02-17 12:16 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account